Что читать христианину XXI века?

Размещено 28 Фев 2015 в Книжная полка | комментарии (0)

Красота, глубина и великая сила святоотеческих писаний на современном доступном языке

Репродукция картины петербургского художника Александра Екимова "В келье"

«В келье» (худ. В.Ю. Екимов)

Дорогие братья и сёстры!

Здесь Вы найдете электронные версии книг, которые обычно рекомендует к прочтению наш настоятель о. Александр. Они доступны для скачивания в форматах .fb2, .mobi, .epub, а в некоторых случаях также в аудио формате .mp3. Творения Святых Отцов являются практическим руководством к духовной жизни; они действительно способны принести нечто важное человеческой душе, вывести ее «на другой уровень». Святые Отцы — это люди, до конца прошедшие путем, о котором Господь Иисус Христос говорил, что если кто хочет быть совершенным, пусть оставит все и следует за Ним. Многие Святые Отцы оставили после себя писания, в которых они делятся своим драгоценным опытом, делятся тем видением, которое открывалось им при созерцании духовными очами Премудрости Божией.

Здесь приведена подборка творений тех Святых Отцов, чьи книги и стиль легче воспринимаются современным человеком. Также рекомендованы несколько произведений духовных и церковных писателей, основанные на святоотеческой литературе.

Авва ДорофейПреподобный Авва Дорофей

Преподобный подвизался в Палестине в VI в. Написанные им «Душеполезные поучения» полны простоты и необыкновенной доброты, сочетающиеся с глубиной и мудростью, что делает их по-настоящему универсальными.

«Душеполезные поучения»

MP3_ fb2 mobi epub

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

Святитель Игнатий Брянчанинов«Письма мирянам» MP3_

«Полное собрание писем 1» fb2 mobi epub

«Полное собрание писем 2» fb2 mobi epub

«Отечник» MP3_ fb2 mobi epub

«Аскетические опыты. Том I»  MP3_ fb2 mobi epub

«Аскетические опыты. Том II»  MP3_ fb2 mobi epub

Феофан Затворник

Свт. Феофан затворник (Говоров)  

«Собрание писем» fb2 mobi epub

«Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» MP3_ fb2 mobi epub

 

Прав. Иоанн Кронштадтский 

Дневник. 1856—1858. Духовные опыты. Наблюдения. Советы. fb2 mobi epub

Дневник. 1856–1858. Мысли при чтении Священного Писания fb2 mobi epub

Дневник. 1859—1860. Богопознание и самопознание fb2 mobi epub

Иоанн Кронштадтский Дневник. 1860—1861. Крупицы от трапезы Господней. fb2 mobi epub

Дневник. 1862. Познай самого себя.  fb2 mobi epub

Дневник. 1863—1864. Все и во всем Бог.  fb2 mobi epub

Дневник. 1864. Спасение души. О скорбях и искушениях.  fb2 mobi epub

Неизданный дневник fb2 mobi epub

Письма разных лет. 1859—1908. Том I fb2 mobi epub

Письма разных лет. 1902—1908. Том II fb2 mobi epub

Василий Кинешемский

Сщмч. Василий Кинешемский

«Беседы на Евангелие от Марка».

MP3_ fb2 mobi epub

 

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 проповеди.

MP3_ fb2 mobi epub

Читать отрывок «о домашней церкви» из проп. епископа Луки

Святитель Лука Крымский   Тяжело, тяжело это для нас, в особенности для тех, кто не имеет возможности слышать богослужения, освящаться великими церковными таинствами.

     Тяжело это, но неужели надо нам впадать в безнадежность? Неужели совсем лишены мы возможности так воспитывать детей наших, чтобы стали они храмами Божьими и обителями Святого Духа? Нет, не оставлены мы Богом, ибо знаем из Священного Писания, что можем воспитывать своих детей и в своей, домашней церкви, о которой много говорит Апостол Павел в своих великих посланиях.

     На этом слове «домашняя церковь» должен я остановить ваше внимание. Оканчивая свое первое послание к Коринфянам, Апостол Павел передает им приветствие своих друзей Акилы и Прискиллы с их домашней церковью. У них была своя домашняя церковь.

     В послании к Филимону Апостол приветствует его с его «домашней церковью» (Фил. 1, 2) и друзьями. И у него была домашняя церковь. Подобные же приветствия «домашней церкви» находим и в посланиях великого Апостола к Римлянам и Колоссянам. У них тоже была домашняя церковь.

     Что же такое «домашняя церковь», что понимал сам Апостол под этим словом? «Домашняя церковь» – это крепкая христианская семья.

    Скажу прежде всего, чем была «домашняя церковь» в его древнее время, и предоставлю вам глубоко призадуматься над тем, чем могла бы быть, хоть в малой мере, домашняя церковь в наше время.

     Он понимал очень глубоко значение семьи христиан-ской; он понимал, что семья не только в христианском государстве, но и во всяком другом государстве, далеком от христианства, имеет огромное значение. Он понимал, что семья – это первичная ячейка, которая лежит в основе всего, что совершается в государстве и в обществе. От того, как живет отдельная семья, от целей, которые поставит она в жизни своей, зависит в огромной мере и самое общество, и самое государство.

     Если совершенна эта первичная ячейка, если чиста она, если ставит пред собой важные и глубокие нравственные и духовные задачи, – то и общество и государство отразят в самих себе эти свойства первичной своей ячейки, – семьи.

     Чем же была домашняя церковь во времена Апостола Павла – в эти древние времена?

   Она была построена по типу наших епархий, в которых главенствует, которыми руководит и управляет назначенный в великом таинстве священства епископ.

    Он руководит всей духовной жизнью своей епархии, он заботится о том, чтобы в епархии его осуществлялись и исполнялись великие заповеди Господа нашего Иисуса Христа.

     Вот подобно этой роли епископа в епархии должна была быть в древнее время и роль и значение отца семейства.

   Он должен был руководить всей духовной жизнью своей семьи, он должен был, хотя бы в малой мере, исполнять те обязанности, которые епископ исполняет в своей епархии, должен был быть в большей или меньшей мере епископом в своей семье.

     А мать семьи должна была быть подобна древним диакониссам. Это были глубоко набожные женщины, которым поручали епископы подготовлять к таинству крещения женщин. Они частыми и долгими беседами приготовляли к таинству крещения, они разъясняли глубочайшее и величайшее значение этого таинства и служили при совершении его над женщинами; кроме того, они заботились о кормлении голодных и странников; об одежде для убогих; они служили всем, кто нуждался в делах милосердия; они были руководителями и первыми исполнителями этих дел.

     Так вот, подобными диакониссами должны были быть в домашней церкви и все матери, все жены. На них лежала чрезвычайно важная обязанность обучать Закону Божьему, заповедям Христовым своих детей, всех членов своей семьи.

     Теперь государственная школа, как вы знаете, не учит Закону Божьему.

     Да помнят же все нынешние матери свою важнейшую, свою первейшую обязанность просвещать детей своих светом Христовой истины.

     Если Пресвятая и Пречистая Божия Матерь уже с трехлетнего возраста была посвящена Богу, если дышала всегда фимиамом всенародных молитв во храме Иерусалимском; если дышала Она и фимиамом кадильным, то разве наши дети не нуждаются в этом?

      Разве не нуждаются наши дети в том, чтобы также дышать фимиамом кадильным, фимиамом народных молитв.

     В древние годы Русской Церкви это хорошо понимал весь народ, и дети воспитывались в христианском, церковном духе. Дети русские, как и Маленькая Пресвятая Богородица, тоже дышали фимиамом всенародных молитв и дыма кадильного.

    Так было, так не стало теперь. А где теперь все это? Разве не знаете, как теперь множество русских людей все это оставили, об этом ничего знать не хотят, не нуждаются они в Церкви, не нужен им аромат фимиама кадильного.

    Но все же сохранился, сохранился у Господа Бога остаток, и немалый остаток: церкви полны молящимися; и вы, данное мне Богом малое Христово стадо, жадно слушаете слово Божие, и вы наполняете храм наш святой. Значит не все еще погибло, значит для нас остается в силе то, чему учит Апостол Павел, говоря о домашней церкви.

      И теперь и вы, а не только древние христиане, можете исполнять задачи, которые лежали на домашней церкви.

    Знаю, знаю, как заняты, как обременены вы все на работе общественной, работой на производстве, на службе – заняты не только мужья, но и жены, матери семейств. Знаю, как трудно им исполнять и служебные свои обязанности, и обязанности семейные, и обязанности, подобные обязанностям древних диаконисс: обязанности матери, воспитывающей своих детей. Знаю, знаю, и вы знаете.

     Но если трудно это дело, то неужели сделаем заключение, что не надо стараться исполнить его?!

     Прежде всех других дел помните об этом великом деле, чтобы ваши дети, невинные и чистые дети, восприняли в свои чистые сердца Закон Божий, заповеди Христовы, хотя бы в том малом научении, которое могут получить от вас.

     Вы еще не забыли Закона Божьего, так учите, учите детей своих, и тогда ваша семья станет вашей домашней церковью. И свет Христов из этой домашней церкви будет распространяться невидимо для вас и за пределы вашей семьи.

     Свет Христов, его Божественная истина будут невидимо изливаться в сердца и умы всех тех, которые имеют общение с вами. И может быть, влияние вашей домашней церкви выйдет за пределы ее.

     И тогда пребудет на вас вечное благословение Господа и Бога нашего Иисуса Христа с Его Безначальнам Отцом и Пресвятым Духом.

     Аминь.

Из проповеди на Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1957 г.

 

Тихон ЗадонскийСвт. Тихон Задонский

 «Об истинном христианстве». MP3_ fb2 mobi epub

 

Прп. Серафим Саровский «Духовные наставления инокам и мирянам».

 

«Добротолюбие избранное.

Для мирян» (составитель архимандрит Ювеналий) MP3_ fb2 mobi epub

Игумен Никон (Воробьев)Игумен Никон (Воробьев)

«Нам оставлено покаяние»,

MP3_ fb2 mobi epub

«Как жить сегодня» — сборники писем о духовной жизни.

fb2 mobi epub

Отрывок из одного письма игумена Никона

«Правильного или неправильного обличения отвергающийся, своего спасения отвергается». У кого отверзается зрение для видения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того – даже добрые дела, и те пронизаны ядом греха.

Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысячах случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он естественно (а не искусственными приемами или самоубеждением) смирится и естественно перестанет осуждать других или оскорбляться на обиды. Он только видит и в других такое же падение, как в себе, и уже жалеет их, как товарищей по несчастию. Тогда перестанет возвышать одних и уничижать других, перестанет вовсе судить, ибо все находятся в падении, с одной стороны, а с другой – лживы мерила человеческие, как бы ни старались быть объективными. Как может тогда чело век оправдывать себя в грехах своих? Как может обижаться, если кто обвинит его в том, в чем как будто он не виноват, когда мы имеем без числа самых отвратительных грехов, о которых никто не знает по милосердию Божию, покрывающему наши грехи.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) 

«Письма Валаамского старца». MP3_ fb2 mobi epub

Игуменья Арсения (Себрякова)

«Письма Петру Брянчанинову»

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) 

проповеди. MP3

 

Архимандрит Виктор (Мамонтов) «Таинство жизни».

fb2 mobi epub

Отрывок из книги Архимандрита Виктора

Кто–то очень хорошо определил, что такое взрослость. Взрослость — это потеря каких–то иллюзий на свой счет. Тогда человек узнает себя. Если молодому человеку свойственно винить всех и вся, весь мир, в чем–то и Бога, то зрелость отличается не просто готовностью принять всю вину на себя (это тоже состояние какой–то незрелости, ибо это уже совершил Христос), а способностью разделять вину, разделять страдания и разделять радость.

Зрелость — период, когда человек становится способным к служению. Не зря в Православной церкви рукополагают человека, который уже способен отвечать не только за себя, но и за других людей, потому что у него нет категоричности молодости, бескомпромиссного отношения к людям, оно более реальное, смиренное, способное принять немощь человека, принять и понять.

Зрелость — не совсем возрастная категория. Конечно, есть какие–то чисто биологические процессы созревания человека. Но для одного человека зрелость как духовное состояние может вообще в жизни не наступить, и в сорок лет человек будет капризничать и кичиться как пятнадцатилетний ребенок, а другой может созреть и к двадцати годам, обладая полной собранностью и ответственностью.

Сейчас часто встречаются «вечные студенты»инфантильные люди. Инфантилизм сейчас, действительно — бич. Человек отодвигает пору ответственности и ответственное вхождение в жизнь, взаимодействие с реальностью и с Богом.

Для христианина это важно. Можно искаженно воспринимать христианство как уход от реальности, продолжение какого–то романтического детского периода. Когда это происходит, то видим нарушение некоего закона: я уже взрослый человек, могу нести ответственность, но неестественным, натужным образом я отодвигаю этот период. Это всегда, так или иначе, сказывается как искажение. Человек оказывается внутренне бесплодным.

Примета зрелости человека — это способность рассуждать и давать духовный совет. Очень часто, когда мы общаемся с друзьями, совет происходит из простой неупорядоченности мысли, и собственное душевное состояние мы проецируем на другого человека. Мы не входим, не способны вникнуть в положение друга, как бы даем совет самим себе.

Очень трагично, когда такая незрелость появляется в духовной жизни, и тогда человек начинает уже навязывать свою волю другим. Из этого ничего хорошего не получится, только поломанные жизни. В православии есть определение — младостарчество, когда человек берет на себя ношу, которая ему не дар, и до которой он не дорос.

Древние греки называли состояние зрелости «акме», что значит «вершина, острие». Для них даже не столь важно было, в каком году человек рожден, но важно, когда он достиг «акме», то есть возраста, когда он становится способен и отвечать, и взвешивать, и поступать по собственным мотивам и идеалам. Все греческое воспитание было на это направлено.

Человек зрелый тогда, когда он полностью осознает неприкосновенность другой личности. Для меня это показатель зрелости. Зрелость уже и к Богу относится без пафоса: «Приближусь к Тебе настолько, насколько никто в этом мире не приближался». Эти молодежные подвиги обычно кончаются какими–то надрывами в собственной жизни. А зрелый человек сознает, что все, что ты получил — дар от Бога. Поэтому возникает и максимальная ответственность за каждый миг жизни, который положен Господом.

Молитва людей среднего возраста

Господи, Ты знаешь лучше меня, что скоро я буду старым.

Удержи меня от привычки думать, что я должен что–нибудь сказать по любому поводу и в любом случае.

Упаси меня от стремления направлять дела каждого. Сделай меня мыслящим, но не нудным.

Обширный запас моей мудрости жаль не использовать весь, но Ты знаешь, Господи, что я хочу сохранить хоть несколько друзей к концу жизни!

Сохрани мой ум свободным от излияний бесконечных подробностей. Дай мне крылья достичь цели!

Опечатай уста мои для речей о болезнях и недомоганиях, они возрастают, и повторение их с годами становится слаще.

Я не могу просить о хорошей памяти, но лишь о меньшей самоуверенности при встрече моей памяти с чужой.

Преподай мне урок, что и мне случается ошибаться.

Дай мне видеть хорошее в неожиданном месте и неожиданные таланты в людях и дай мне, Господи, сказать им это!

Священник Михаил (Шполянский)

 «Блаженны вы…»

Митрополит Вениамин (Федченков)

— «О вере, неверии и сомнении», «На рубеже эпох», «Божьи люди», «Два сорокоуста», «Молитва Господня».

Иеромонах Серафим (Роуз) — «Душа после смерти», «Православие и религия будущего».

А.И. Осипов, — «Посмертная жизнь души», «Бог».

Тито Коллиандер «Узкий путь».

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
meteoblue
Перейти к верхней панели