Как распознать свое безверие: 3 основных признака
Теория и практика
Почему апостола Фому назвали неверующим? Кто из апостолов поверил, не увидев? Все сначала увидели, а потом поверили… Как же может уверовать современный человек, не увидев Христа?
Мы можем Его увидеть. Благодаря титаническим трудам святых отцов. Это их заслуга, что учение о Личности Иисуса Христа приобрело ту возможную огранку, которая соответствует Священному Писанию, церковному Преданию и нашему восприятию.
Святые отцы не создавали новое учение, они, по словам преподобного Викентия Лиринского, лишь назвали старые вещи новыми именами. Они дали нам те формулы человеческого понимания, через которые Божественное Откровение становится доступным. И Христос оживает.
Благодаря усилиям святых отцов, многие из которых жизнь свою положили за чистоту церковного вероучения, мы верим в Триединого Бога, верим в Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека, в котором Божеская и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, верим в то, что во Христе действует не одна воля, а две: и Божеская, и человеческая. Догматы веры — необходимая теория. Но как обстоят дела с практикой? Ведь все святые стали практиками, они не только указали путь, по которому нужно двигаться, но и сами его осилили. К сожалению, многие из нас, изучив теорию, не переходят к действиям, так и оставаясь всю жизнь в рядах многословных и всезнающих теоретиков. «Блаженны слышащие и исполняющие»: важно не просто слушать слово Бога, важно исполнять его, реализовывать в своей жизни. Читая Евангелие, мы слышим Самого Христа. Все, что в Новом Завете, написано не только для современников земной жизни Спасителя — эти слова обращены к каждому из нас.
Три варианта
Земная жизнь — это предварительная подготовка к жизни вечной, и чтобы быть с Богом на Небесах, нужно прежде жить с Ним на земле. Вера подлинного христианина должна быть однозначной, понятной и с полной силой выражаться по отношению к жизни и людям.
Немногие поднимаются на эту вершину, довольствуясь несколькими шагами. Возможно, некоторые пугаются подъема, другие боятся, что не хватит сил, а кто-то не верит, что с высоты ему откроются другие горизонты. Существует несколько признаков безверия среди верующих людей, регулярно бывающих в храме. Некоторые вроде правильные слова говорят, владеют знаниями, красивы и благочестивы внешне, но полностью гнилые внутри, как почерневший от дождей плод или изъеденный червями. Так опустошают душу черви сомнения и гнетущие мысли у маловера. Он владеет теоретической базой, но не доверяет свою жизнь Христу, оставаясь в ней полным и нераздельным хозяином.
Как правило, основными страстями этого человека будут высо-коумие, самомнение и гордыня. Вера таких людей, внешне выполняющих все по правилам, без живой жизни с Богом внутри. При малейшем испытании их «вера» терпит крушение. И они перестают ходить в храм, замыкаясь в себе, считая себя единственно правым, а Церковь заблуждающейся. Им не хватает спасительной простоты.
Вера других людей может быть скороспелой. Душа, не дозревшая до встречи со Христом, саморазрушается. Зачастую разные знания и информация, набранные отовсюду, наспех соединены множеством тонких нитей, и при первом штормовом ветре они рвутся, не выдерживая натиск. Такие люди быстро загораются, но и быстро гаснут. Они движутся по верхам, не погружаясь в глубины веры. Они, как правило, не знают себя и не пытаются познать, избегая честного разговора с самим собой, а следовательно, с Богом. Они всеми силами не пускают в свою жизнь Творца, довольствуясь знаниями о Нем.
И наконец, самый распространенный признак безверия — механическая вера. Когда все делается без раздумий. Человек не задумывается ни над словами молитвы, ни над церковными обрядами, ни над ходом служб, он механически все делает, потому что так делают все.
Механическая вера не приносит плодов. Она ни жива ни мертва. Жизнь таких людей отсчитывает месяцы, годы, как стрелка часов, вращаясь по одному и тому же кругу. Они годами не меняются, оставаясь в тех же рамках понимания Божественного, а точнее, даже не выходят на путь познания, их устраивает механическое проживание. Это самый бесполезный жизненный путь. Очень сложно или даже почти невозможно достучаться до сердец таких людей.
Будем же стараться как можно чаще напоминать себе, что мы живем для вечности, а любые земные заботы, какими бы важными они ни были для нас, нашей семьи, преходящи, по сравнению с тем, что уготовано для нас Самим Богом.
Уготовано же нам вечное спасение.
О скрытой и опасной болезни в каждом из нас
Каждый человек в той или иной мере подвержен этому заболеванию. Оно коварно, умело маскируется, и его порой невозможно распознать. Но только тому это не под силу, кто не захочет усердствовать в этом направлении. Лишь открыто выявив опасный недуг у себя, в честном поединке, его можно победить.
Отвратительный грех
По словам святителя Василия Великого, лицемерие — самый отвратительный грех, который является плодом зависти. Преподобный авва Исайя уточняет: лицемер — это тот, у кого на языке святость, а в сердце злоба.
Лицемерие — признак того, что наша духовная жизнь неправильная, хотя внешне при этом, может быть, мы и стараемся исполнить Закон Божий.
Недуг лицемерия весьма опасен для каждого из нас. Мы легко судим о духовной жизни других, а на собственную, к сожалению, не обращаем внимания. Мы так редко заглядываем в свою душу.
Исцеляться и высвобождаться из пут лицемерия крайне непросто. Это требует постоянных усилий, преодоления себя, сложившихся привычек.
Рассмотрим некоторые распространенные признаки лицемерия, которые плотно вплетены в нашу жизнь, в наше сознание, в наше общение.
Признаки лицемерия
Если мы считаем, что у нас все в порядке с духовностью, то глубоко ошибаемся и лицемерим перед собой. Кроме Бога, никто не может дать нам критической оценки.
Предположение о том, что мы вроде все исполняем не хуже, а даже в чем-то и лучше других — коварная уловка и верный признак поражения души лицемерием и гордостью.
Нужно быть предельно внимательным и ежесекундно контролировать свои мысли, отслеживать их, чтобы не впасть в прелесть и не сойти со спасительной дороги.
Мы все лицемерим и лжем, когда говорим, что любим Бога. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
Только любя ближнего и смиряясь перед Богом, человек может увидеть в своей жизни Творца, рассчитывать на Его милосердие.
Мы лицемерим, когда стараемся казаться христианами, а не быть ими. Ведь истинное христианство не в имени, а в жизни нашей. Для подлинной жизни во Христе нужны вера, самоукоре-ние и сердечное смирение. Мы должны неустанно трудиться над собой, над своим духовным состоянием. Внешнее христианство губительно, оно уводит от глубин самопознания и постижения Бога.
Нам не следует, оправдывая грехи, сравнивать свою жизнь, подобно фарисею, с жизнью тех, кто грешит, кто живет якобы хуже нас. Мы должны соизмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом. И именно таким подвижникам важно подражать.
Не нужно никогда считать себя кем-то особенным, как бы хорошо ни получалось у нас что-то сделать по земным меркам, каких бы земных высот мы бы ни достигли.
Это не наша заслуга — так угодно Богу. Все блага и таланты дарованы нам с одной целью: помогать ближнему, служить Христу.
Мысли о том, что мы заслужили то, что имеем, опасны и неверны в корне. Они лицемерны в глазах Божиих.
И это ключевой момент.
Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, мы стараемся выглядеть хорошо и правильно в глазах людей, забывая о золотом и непреложном правиле: важно выглядеть хорошо только в глазах Божиих. Мы обязаны ориентироваться исключительно на Него, переживать, что подумает Он.
И пока в нашей жизни не произойдет эта важная и определяющая перемена, пока мы не будем ежесекундно предстоять перед Богом, а не перед людьми, угождать Ему, а не людям, улавливать Его желания, а не людские, то останемся одержимыми страшным недугом — лицемерием, которое не позволит двинуться вперед, ко Христу, не даст настоящей жизни, а лишь ее иллюзию.
Желаю всем нам круто изменить свою жизнь, как это сделал расслабленный Эней, который восемь лет лежал в постели в расслаблении. Когда святой апостол Петр обратился к нему, сказав: «Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей», — он тотчас, не задумываясь, встал и пошел.
Дай Бог, чтобы наша вера победила наше лицемерие и мы обрели настоящую, а не призрачную жизнь во Христе!
Люди перестали думать
Мы перестали думать. За нас все решают другие. И многие об этом даже не догадываются.
Реклама делает из нас недумающих потребителей. Человек все меньше способен к аналитике, к культурному росту, к психологической деликатности в общении, к глубоким отношениям. Он черпает радость исключительно в потреблении всевозможных товаров и получении удовольствий. Таким образом, человеческое общение обесценивается. Мир обесчеловечивается.
Производители и реализаторы пекутся исключительно о прибыли, изучая психологию человека и порабощая его товарами. Это их главная задача.
Человек отдаляется от всего, что является для него естественным и спасительным: убивает природу, которая питает его и дает силы, забывает о близких людях, забота о которых наполняет жизнь смыслом, отступает от Бога, своего Создателя. Он доверяет непроверенной информации, не задумываясь о последствиях.
Способность размышлять, анализировать дарована человеку при рождении. Но он зачастую игнорирует ее, порой из-за банальной лени. Легче быть ведомым: ни о чем не надо думать, ни за что не нужно отвечать. Тебе предлагают — ты соглашаешься.
Жить так намного легче, но только на первый взгляд. Каждому неизбежно придется давать в конце жизни отчет о своих делах, словах. И вот тогда придется ответить за безволие, лень, безрассудность. Но будет поздно, так как изменить уже ничего не получится.
Задумайтесь над своей жизнью, пока не поздно. Не принимайте что попало в вашу жизнь, не засоряйте свои дни информационным мусором, не идите на поводу рекламных трюков, а включайте ум и рассудительность. Несмотря ни на что, наполняйте свою жизнь только светом и добром!
Почему ненавидеть и злиться опасно?
Естественное желание нормального человека — стать лучше и, как следствие, жить лучше. Мы не всегда довольны собой, своим поведением. И это хороший знак. Довольство собой — признак деградации, нежелания расти и развиваться.
Но люди никогда не смогут изменить к лучшему свою жизнь через ненависть, злость и осуждение. Мы меняемся к лучшему только через прощение и любовь. Ненависть обесточивает наше сердце не только духовно, но и на физическом уровне. Злость разрушает нашу личность, наш организм. Все необходимые силы дает только мирный дух, любящее и доброе сердце.
Именно к таким изменениям и следует стремиться, убавляя все злое и насаждая доброе. Это сродни прополке и уборке клумбы: вырывается с корнем весь бурьян, очищается место от прошлогодней листвы и высаживаются саженцы красивых цветов или сеются семена. За клумбой, безусловно, нужен уход: регулярный полив и прополка.
Если бы мы хоть малую часть своего времени уделяли заботе о своей душе, выкорчевыванию из нее сорняков — злых помыслов, ненависти, мести, то как бы мы преобразились и как бы изменился мир вокруг.
Человек хочет жить среди красивой, первозданной природы, но медленно и уверенно убивает ее, хочет купаться в чистых водоемах, пить чистую воду, но умышленно загрязняет ее, хочет дышать свежим воздухом, но выбрасывает вовне все отходы, засоряя его.
Мы хотим стать лучше и жить лучше, но лично сами ничего для этого не делаем, только сотрясаем воздух своими недовольствами и протестами. В силах каждого из нас самому не стать помойной ямой или свалкой, заполненной мусором старых обид, жадности, лицемерия и злости. Для этого нужно одно — послушание. Доверьтесь Господу, прислушайтесь к Его советам, и тогда жизнь воистину станет несравненно лучше.
Митрополит Антоний (Паканич), записала Наталья Горшкова pravlife.org