Митрополит Антоний (Паканич): духовные размышления о разном

Размещено 26 Июн 2018 в Проповедь | комментарии (0)

Митрополит Антоний (Паканич): духовные размышления о разном

Как распознать свое безверие: 3 основных признака

 

Теория и практика

Почему апостола Фому назва­ли неверующим? Кто из апостолов поверил, не увидев? Все сначала увидели, а потом поверили… Как же может уверовать современный человек, не увидев Христа?

Мы можем Его увидеть. Благо­даря титаническим трудам святых отцов. Это их заслуга, что учение о Личности Иисуса Христа приобре­ло ту возможную огранку, которая соответствует Священному Писа­нию, церковному Преданию и на­шему восприятию.

Святые отцы не создавали новое учение, они, по словам преподоб­ного Викентия Лиринского, лишь назвали старые вещи новыми име­нами. Они дали нам те формулы человеческого понимания, через которые Божественное Откровение становится доступным. И Христос оживает.

Благодаря усилиям святых отцов, многие из которых жизнь свою по­ложили за чистоту церковного ве­роучения, мы верим в Триединого Бога, верим в Господа нашего Иису­са Христа, истинного Бога и истин­ного Человека, в котором Божеская и человеческая природы соединены неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, верим в то, что во Хри­сте действует не одна воля, а две: и Божеская, и человеческая. Догматы веры — необходимая теория. Но как обстоят дела с практикой? Ведь все святые стали практиками, они не только указали путь, по которому нужно двигаться, но и сами его оси­лили. К сожалению, многие из нас, изучив теорию, не переходят к дей­ствиям, так и оставаясь всю жизнь в рядах многословных и всезнаю­щих теоретиков. «Блаженны слы­шащие и исполняющие»: важно не просто слушать слово Бога, важно исполнять его, реализовывать в своей жизни. Читая Евангелие, мы слышим Самого Христа. Все, что в Новом Завете, написано не только для современников земной жизни Спасителя — эти слова обращены к каждому из нас.

Три варианта

Земная жизнь — это предва­рительная подготовка к жизни вечной, и чтобы быть с Богом на Небесах, нужно прежде жить с Ним на земле. Вера подлинного христианина должна быть одно­значной, понятной и с полной силой выражаться по отношению к жизни и людям.

Немногие поднимаются на эту вершину, довольствуясь не­сколькими шагами. Возможно, некоторые пугаются подъема, другие боятся, что не хватит сил, а кто-то не верит, что с высоты ему откроются другие горизонты. Существует несколько признаков безверия среди верующих людей, регулярно бывающих в храме. Некоторые вроде правильные слова говорят, владеют знаниями, красивы и благочестивы внешне, но полностью гнилые внутри, как почерневший от дождей плод или изъеденный червями. Так опу­стошают душу черви сомнения и гнетущие мысли у маловера. Он владеет теоретической базой, но не доверяет свою жизнь Христу, оставаясь в ней полным и нераз­дельным хозяином.

Как правило, основными стра­стями этого человека будут высо-коумие, самомнение и гордыня. Вера таких людей, внешне вы­полняющих все по правилам, без живой жизни с Богом внутри. При малейшем испытании их «вера» терпит крушение. И они пере­стают ходить в храм, замыкаясь в себе, считая себя единственно правым, а Церковь заблуждаю­щейся. Им не хватает спаситель­ной простоты.

Вера других людей может быть скороспелой. Душа, не дозревшая до встречи со Христом, самораз­рушается. Зачастую разные зна­ния и информация, набранные отовсюду, наспех соединены мно­жеством тонких нитей, и при пер­вом штормовом ветре они рвутся, не выдерживая натиск. Такие люди быстро загораются, но и быстро гаснут. Они движутся по верхам, не погружаясь в глубины веры. Они, как правило, не знают себя и не пытаются познать, из­бегая честного разговора с самим собой, а следовательно, с Богом. Они всеми силами не пускают в свою жизнь Творца, довольству­ясь знаниями о Нем.

И наконец, самый распростра­ненный признак безверия — меха­ническая вера. Когда все делается без раздумий. Человек не задумы­вается ни над словами молитвы, ни над церковными обрядами, ни над ходом служб, он механически все делает, потому что так делают все.

Механическая вера не при­носит плодов. Она ни жива ни мертва. Жизнь таких людей от­считывает месяцы, годы, как стрелка часов, вращаясь по одно­му и тому же кругу. Они годами не меняются, оставаясь в тех же рамках понимания Божествен­ного, а точнее, даже не выходят на путь познания, их устраивает механическое проживание. Это самый бесполезный жизненный путь. Очень сложно или даже почти невозможно достучаться до сердец таких людей.

Будем же стараться как можно чаще напоминать себе, что мы живем для вечности, а любые земные заботы, какими бы важ­ными они ни были для нас, нашей семьи, преходящи, по сравне­нию с тем, что уготовано для нас Самим Богом.

Уготовано же нам вечное спа­сение.

О скрытой и опасной болезни в каждом из нас

Каждый человек в той или иной мере подвержен этому за­болеванию. Оно коварно, умело маскируется, и его порой не­возможно распознать. Но толь­ко тому это не под силу, кто не захочет усердствовать в этом направлении. Лишь открыто выявив опасный недуг у себя, в честном поединке, его можно победить.

Отвратительный грех

По словам святителя Василия Великого, лицемерие — самый отвратительный грех, который является плодом зависти. Препо­добный авва Исайя уточняет: ли­цемер — это тот, у кого на языке святость, а в сердце злоба.

Лицемерие — признак того, что наша духовная жизнь неправиль­ная, хотя внешне при этом, может быть, мы и стараемся исполнить Закон Божий.

Недуг лицемерия весьма опа­сен для каждого из нас. Мы легко судим о духовной жизни других, а на собственную, к сожалению, не обращаем внимания. Мы так редко заглядываем в свою душу.

Исцеляться и высвобождать­ся из пут лицемерия крайне не­просто. Это требует постоянных усилий, преодоления себя, сло­жившихся привычек.

Рассмотрим некоторые распро­страненные признаки лицемерия, которые плотно вплетены в нашу жизнь, в наше сознание, в наше общение.

Признаки лицемерия

Если мы считаем, что у нас все в порядке с духовностью, то глубоко ошибаемся и лицемерим перед собой. Кроме Бога, никто не может дать нам критической оценки.

Предположение о том, что мы вроде все исполняем не хуже, а даже в чем-то и лучше дру­гих — коварная уловка и верный признак поражения души лице­мерием и гордостью.

Нужно быть предельно внима­тельным и ежесекундно контроли­ровать свои мысли, отслеживать их, чтобы не впасть в прелесть и не сойти со спасительной дороги.

Мы все лицемерим и лжем, когда говорим, что любим Бога. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «Кто го­ворит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которо­го видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Только любя ближнего и сми­ряясь перед Богом, человек может увидеть в своей жизни Творца, рассчитывать на Его милосердие.

Мы лицемерим, когда стара­емся казаться христианами, а не быть ими. Ведь истинное хри­стианство не в имени, а в жизни нашей. Для подлинной жизни во Христе нужны вера, самоукоре-ние и сердечное смирение. Мы должны неустанно трудиться над собой, над своим духовным со­стоянием. Внешнее христианство губительно, оно уводит от глубин самопознания и постижения Бога.

Нам не следует, оправдывая грехи, сравнивать свою жизнь, подобно фарисею, с жизнью тех, кто грешит, кто живет якобы хуже нас. Мы должны соизмерять свою жизнь с жизнью тех, кто уже достиг вечности в единстве со Христом. И именно таким под­вижникам важно подражать.

Не нужно никогда считать себя кем-то особенным, как бы хорошо ни получалось у нас что-то сде­лать по земным меркам, каких бы земных высот мы бы ни достигли.

Это не наша заслуга — так угодно Богу. Все блага и таланты дарованы нам с одной целью: по­могать ближнему, служить Хри­сту.

Мысли о том, что мы заслужи­ли то, что имеем, опасны и не­верны в корне. Они лицемерны в глазах Божиих.

И это ключевой момент.

Что бы мы ни делали, что бы ни говорили, мы стараемся вы­глядеть хорошо и правильно в глазах людей, забывая о золотом и непреложном правиле: важно выглядеть хорошо только в глазах Божиих. Мы обязаны ориентиро­ваться исключительно на Него, переживать, что подумает Он.

И пока в нашей жизни не про­изойдет эта важная и определяю­щая перемена, пока мы не будем ежесекундно предстоять перед Богом, а не перед людьми, угож­дать Ему, а не людям, улавливать Его желания, а не людские, то останемся одержимыми страш­ным недугом — лицемерием, ко­торое не позволит двинуться вперед, ко Христу, не даст насто­ящей жизни, а лишь ее иллюзию.

Желаю всем нам круто изме­нить свою жизнь, как это сделал расслабленный Эней, который во­семь лет лежал в постели в рас­слаблении. Когда святой апостол Петр обратился к нему, сказав: «Исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей», — он тотчас, не задумываясь, встал и пошел.

Дай Бог, чтобы наша вера по­бедила наше лицемерие и мы об­рели настоящую, а не призрачную жизнь во Христе!

Люди перестали думать

Мы перестали думать. За нас все решают другие. И многие об этом даже не догадываются.

Реклама делает из нас недума­ющих потребителей. Человек все меньше способен к аналитике, к куль­турному росту, к психологической деликатности в общении, к глубоким отношениям. Он черпает радость исключительно в потреблении все­возможных товаров и получении удовольствий. Таким образом, чело­веческое общение обесценивается. Мир обесчеловечивается.

Производители и реализаторы пекутся исключительно о прибыли, изучая психологию человека и пора­бощая его товарами. Это их главная задача.

Человек отдаляется от всего, что является для него естественным и спасительным: убивает природу, ко­торая питает его и дает силы, забыва­ет о близких людях, забота о которых наполняет жизнь смыслом, отступает от Бога, своего Создателя. Он дове­ряет непроверенной информации, не задумываясь о последствиях.

Способность размышлять, анали­зировать дарована человеку при рож­дении. Но он зачастую игнорирует ее, порой из-за банальной лени. Легче быть ведомым: ни о чем не надо ду­мать, ни за что не нужно отвечать. Тебе предлагают — ты соглашаешься.

Жить так намного легче, но толь­ко на первый взгляд. Каждому неиз­бежно придется давать в конце жизни отчет о своих делах, словах. И вот тогда придется ответить за безволие, лень, безрассудность. Но будет позд­но, так как изменить уже ничего не получится.

Задумайтесь над своей жизнью, пока не поздно. Не принимайте что попало в вашу жизнь, не засоряйте свои дни информационным мусо­ром, не идите на поводу рекламных трюков, а включайте ум и рассуди­тельность. Несмотря ни на что, на­полняйте свою жизнь только светом и добром!

Почему ненавидеть и злиться опасно?

Естественное желание нор­мального человека — стать лучше и, как следствие, жить лучше. Мы не всегда довольны собой, своим поведением. И это хороший знак. Довольство собой — признак де­градации, нежелания расти и раз­виваться.

Но люди никогда не смогут из­менить к лучшему свою жизнь через ненависть, злость и осуж­дение. Мы меняемся к лучшему только через прощение и любовь. Ненависть обесточивает наше сердце не только духовно, но и на физическом уровне. Злость раз­рушает нашу личность, наш орга­низм. Все необходимые силы дает только мирный дух, любящее и до­брое сердце.

Именно к таким изменениям и следует стремиться, убавляя все злое и насаждая доброе. Это срод­ни прополке и уборке клумбы: вы­рывается с корнем весь бурьян, очищается место от прошлогодней листвы и высаживаются саженцы красивых цветов или сеются семе­на. За клумбой, безусловно, нужен уход: регулярный полив и пропол­ка.

Если бы мы хоть малую часть своего времени уделяли заботе о своей душе, выкорчевыванию из нее сорняков — злых помыслов, ненависти, мести, то как бы мы преобразились и как бы изменился мир вокруг.

Человек хочет жить среди кра­сивой, первозданной природы, но медленно и уверенно убивает ее, хочет купаться в чистых водоемах, пить чистую воду, но умышленно загрязняет ее, хочет дышать све­жим воздухом, но выбрасывает вовне все отходы, засоряя его.

Мы хотим стать лучше и жить лучше, но лично сами ничего для этого не делаем, только сотрясаем воздух своими недовольствами и протестами. В силах каждого из нас самому не стать помойной ямой или свалкой, заполненной мусором старых обид, жадности, лицемерия и злости. Для этого нужно одно — послушание. До­верьтесь Господу, прислушайтесь к Его советам, и тогда жизнь воис­тину станет несравненно лучше.

Митрополит Антоний (Паканич), записала На­талья Горшкова pravlife.org

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
meteoblue
Перейти к верхней панели