Памяти свт. Николая (Касаткина), апостола Японии

Дорогие братья и сёстры,

сегодня празднуется память святителя Николая Японского, названного Церковью равноапостольным. Этот человек, живший сравнительно недавно – на рубеже XIX–XX вв., действительно уподобился святым Апостолам, повторив в Японии подвиг, который Апостолы совершали в древние времена. Он не только принес в эту языческую в то время страну свет Православной веры во всей ее чистоте, но и насадил там бесчисленное число приходов, неустанно оберегал и пестовал их в течение своего полувекового служения, чем уподобился самому первоверховному апостолу Павлу (кстати именно этого апостола святитель особенно любил).

Православный храм в Хакодате (построен вначале XX века). Источник: http://hidenaokoh.sapolog.com/e421125.html

Св. Николай, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился в 1836 г. в Смоленской губернии в бедной семье. За отличную учебу он был на казенный счет отправлен учиться в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1860 г. В это время в Японии в г. Хакодате открылось российское посольство и понадобился священник для посольской церкви. Церковь эта по мнению властей должна была стать форпостом русской духовной миссии в этой стране, а потому обратились сразу к ректору Санкт-Петербурской духовной академии с просьбой прислать способного священника. Среди выпускников академии нашлось несколько желающих, но все они хотели ехать в Японию женатыми священниками. Тогда спросил себя и студент Касаткин: «Не ехать ли и мне?» И в совести его прозвучал ответ: «Да нужно ехать. Только не женатым. Что-нибудь одно: или семейство, или Миссия». Об этом своем диалоге святитель Николай впоследствии рассказал архимандриту Сергию Страгородскому – будущему патриарху Московскому, который в 1890-1893 гг. находился в составе миссии. Архим. Сергий оставил в своих письмах подробнейшие сведения о свт. Николае, и о всей русской духовной миссии в Японии, и мы знаем о них как бы из первых уст.

План Хакодате, 1891 г.

Начало пути было очень непростым. Христианская проповедь была запрещена властями. Из-за предвзятого отношения к иностранцам даже изучение японского языка становилось крайне трудной задачей. Само пребывание европейцев в Японии было связано с риском для жизни – выходить за пределы указанных для проживания иностранцев городов запрещалось. Да и в этих городах нередки были случаи, когда японские самураи-патриоты из-за угла нападали на безоружных иностранцев, убивали их и становились при этом национальными героями. Но св. Николай не отчаивался и верил в помощь Божию. Еще на пути в Японию, проходившем через Сибирь, Господь сподобил его встретиться с другим великим русским миссионером – апостолом Америки и Сибири святителем Иннокентием Вениаминовым, который поделился с юным иеромонахом своим богатым опытом и еще больше вдохновил на предстоящее служение.

Хакодате, XIX век.

Итак в 1861 г. о. Николай оказался в Хакодате. В течение последующих 8 лет он даже не пытался начать проповедовать, но с головой ушел в изучение японского языка, истории, религии, культуры и к концу этого срока знал о Японии даже больше, чем сами японцы. Тогда Господь и привел к нему первого ученика.

Предметы церковной утвари, пожертвованные из России.

Сын русского консула брал уроки фехтования у самурая Савабе, жреца синтоистского храма, который хотя и был честным человеком, но фанатично ненавидел все европейское. В посольстве он избегал встреч с о. Николаем, а если такое происходило, то всем своим видом показывал презрение и ненависть к нашему священнику. Однажды Савабе сам пришел в келию к святителю и сказал: «Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли сюда выглядывать нашу землю. А ты со своей проповедью всего больше повредишь Японии!» На это о. Николай ответил: «А ты знаешь, какое мое учение?… разве справедливо судить, а тем более осуждать кого-нибудь, не выслушавши его?…» Своей кротостью и дружелюбием он обескуражил японца, так что тот даже согласился выслушать проповедника. К концу беседы Савабе уже держал в руках блокнот и тщательно записывал слова о. Николая (у японцев в то время был хороший обычай носить с собой записную книжку и записывать в нее все, что они видели и слышали необычного). Так потенциальный гонитель Церкви превратился в ее первого и самого ревностного ученика. При крещении о. Николай дал ему имя Павел в честь своего любимого апостола. Вскоре Павел привлек к вере своего друга врача, который крестился с именем Иоанн и впоследствии стал настоящим подвижником, светочем христианства. Так проповедь начала распространяться – вначале тайно, а потом, когда запрет на христианство был снят, – открыто.

Храм Воскресения Христова в Токио, построенный свт. Николаем на пожертвования из России. Фото начала XX в.

Правда со снятием запрета появились и новые проблемы – страну наводнили католические и протестантские миссионеры, которые при мощной финансовой поддержке начали массированную атаку на сознание японцев, пользуясь порой совсем не христианскими методами. Св. Николай за все время своего служения ни разу не отошел от заветов Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь Православия в Японии своей отправной точкой имела любовь, и поэтому вера никому не навязывалась ни насильно, ни хитростью. К Православию приходили, как правило, через своих друзей и знакомых. Если в каком-то месте образовывалась община, то она обращалась к свт. Николаю, и тот присылал в нее катехизатора или священника, подготовленных в открытой им в Токио семинарии. Затем община начинала устраивать публичные собрания, на которые мог прейти любой желающий – и так Церковь росла. Раз в год проводился церковный собор, в котором участвовали представители всех общин, читались доклады, решались насущные вопросы каждой общины. Свт. Николай внимательно следил за жизнью общин, вел дневники и журналы, в которых не обходил вниманием ни одного мало-мальски важного события, вел огромную переписку и не жалея себя регулярно объезжал все приходы Японии, ободряя и поддерживая свою паству. Так к началу 1890-х гг. Православная церковь в Японии насчитывала уже более 20 000 человек и практически все эти люди были искренне верующими христианами, для которых Православие было сознательным выбором, полностью изменившим их жизнь.

Цесаревич Николай (будущий страстотерпец) во время визита в Японию в 1891 г.

Нелегкий крест приходилось нести св. Николаю. Архим. Сергий рассказывает, как порой тяжело было преосвященному: в церкви часто возникали нестроения, которые святитель с любовию и терпением уврачевывал. Много и других скорбей пришлось перенести святителю. Вспомним хотя бы покушение на цесаревича Николая – будущего страстотерпца царя Николая II (во время визита цесаревича в Японию на него напал самурай, находившийся в числе почетного японского эскорта и чудом не убил цесаревича). К чести японцев нужно сказать, что на этот раз поступок самурая вызвал сильную негативную оценку в японском обществе. Особенно близко к сердцу восприняла случившееся православная община – люди без какой-либо команды только услышав о трагедии спешили в храмы, чтобы там соборно молиться о здравии цесаревича Николая. Впереди была самая большая трагедия – русско-японская война, Порт-Артур, Цусима… В этих условиях на русскую православную миссию обрушился шквал негатива со стороны общественности, но Церковь устояла, ибо была она построена на твердом основании, которое есть Христос.

Свт. Николай преставился ко Господу в 1912 г. Японская паства к тому времени насчитывала 33 000 человек, множество священников и катехизаторов, во многих городах стояли православные храмы, а в Токио на живописном холме возвышался величественный собор. Но главное, святитель оставил после себя живую жизнь во Христе, и потому Японская Церковь смогла впоследствии преодолеть все нестроения и соблазны, перенести сильнейшие удары от внешних и внутренних врагов, и, пройдя через горнило испытаний, донести до нашего многомятежного XXI в. свет истиной христианской веры.

Собор Воскресения Христова в Токио, современное фото. Источник: http://hidenaokoh.sapolog.com/e421125.html

Пример святителя Николая доказывает, как велики плоды истинного следования Христу, когда человек без каких-либо компромиссов соблюдает заповеди Евангелия до полного самоотвержения. В наше время, когда миссия важна как никогда – и не только среди других народов, но внутри нашей собственной страны, – сейчас нам должен быть особенно дорог опыт святителя Николая Японского, его пастырские наставления.

Святитель Николай Японский

Архим. Сергий пишет, как на одном из ежегодных соборов японские миссионеры подняли спор о том, как дальше должно распространять христианство в их стране – делать ли больший упор на привлечении новых адептов, или больше заботиться о сохранении уже имеющихся общин, не стоит ли поставить проповедь «на поток», нанеся на карту стратегические направления, разработав четкий план действий и т.д. и не пора ли, наконец, увеличить жалование катехизаторам. На это святитель Николай ответил: «Сохранять или приобретать? Эти две вещи нераздельны. Пусть будет только ревность. Если катехизатор с искренней ревностью возьмется за сохранение христиан, поднимет их веру, любовь, воспитает в них истинно христианское настроение, христианское сердце, не может такая церковная община остаться без влияния на окружающий ее языческий мир: не может укрыться город, стоящий на верху горы… Если катехизатор изберет себе приобретение новых чад Церкви и ревностно станет трудиться над этим, то разве его истинная ревность о Христе не зажжет сердца христиан его прихода? Ленивый же о приобретении и сам постепенно уснет, и своих христиан усыпит. Главное, следовательно, не спать, бодрствовать, а рассуждать нечего, с чего начать, это как каждому Бог приведет… Преосвященный знает, как тяжело катехизаторам, особенно семейным, но делать нечего, Миссия большего жалования давать не может. Кто хочет получать больше, трудись: ревностного пастыря паства не оставит без материальной помощи. А главное нужно помнить завет апостола: имея пищу и одежду будем этим довольны… Помните, что пошли сюда не ради выгоды, а ради Христа, и чем бескорыстнее будет ваше служение, тем выше ваш подвиг, тем трогательнее служение проповедника и дерзновеннее…».

Запись колокольного звона Воскресенского собора в Токио:

Использованы материалы: Архимандрит Сергий (Страгородский). На Дальнем Востоке. (Письма японского миссионера). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *