Сретение Владимирской иконы Божьей Матери

Размещено 8 Сен 2018 в Живой календарь | комментарии (0)

Владимирская Икона Божией Матари (Фрагмент)

Велика любовь Божия к нашему многострадальному отечеству, и трудно не заметить этого. Нужно только внимательно приглядеться, и мы увидим ее в кротко сияющих лицах русских святых, в наивной и простой вере народа, в характерах и судьбах наших правителях, и даже в особом ходе истории; а иногда любовь Божия является нам в виде святынь, которыми так богата наша Церковь.

Особенно почитались в нашем народе (и чтутся верующими и поныне) иконы Пресвятой Богородицы, и Владимирская икона в ряду этих святынь занимает особое место. Она была привезена на Русь из Византии где-то в середине XII в. В период становления Московского государства (XV в.) появилось предание, что написана она была самим апостолом и евангелистом Лукой, но современный анализ всех имеющихся источников, а также искусствоведческие исследования однозначно показывают, что икона была написана в XI-XII веках в Византии. Однако не у кого не вызывает сомнений тот факт, что создал ее искуснейший мастер и глубокий богослов. Хотя икона не раз подвергалась поруганию, когда с нее срывали оклады, не раз ее подновляли, но как свидетельствуют современные исследователи, лики Спасителя и Богородицы на ней сохранились нетронутыми – ни один иконописец не дерзнул что-либо «поправить» в этих удивительных святых Образах, через которые сам Господь и Пречистая Его Матерь говорят с душой человека.

Блгв. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону из Вышгорода. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в.

Блгв. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону из Вышгорода. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в.

Владимирская икона сразу стала почитаться на Руси: уже в 1163-1164 гг. было написано первое сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы», из которого мы видим, как прославил Господь этот образ через св. князя Андрея Боголюбского, который смог с благоговением и благодарностью принять те чудеса и знамения, свидетелем которых он стал, и благодаря которому она и получила свое название Владимирской. После с заступничеством Богородицы через эту икону русские люди не раз ассоциировали помощь в несении бремени монголо-татарского ига и в конечном освобождении от Золотой орды, в спасении от полчищ крымского хана Махмет-Гирея, в избавлении от пожаров, в помощи при нашествии Наполеона и, наконец, в спасении от гражданской войны, которая чуть не захлестнула едва очнувшуюся от коммунистического умопомрачения Россию в начале 1990-х годов. И, конечно, на протяжении всей русской истории многие и многие люди, прибегавшие с молитвой к этому святому образу, свидетельствовали о чудесах, произошедших в их собственной жизни. Вряд ли в истории еще какого-нибудь народа найдется святыня, которая на протяжении всей его истории, словно Ангел Хранитель, всегда была с ним рядом, и в горе, и в радости. Не случайно, поэтому, что сугубое празднование в честь этой иконы совершается Церковью три раза в году: 21 мая, 23 июня и 26 августа по старому стилю, причем наиболее торжественно празднуется память сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в Москве 26 августа 1395 года (8 сентября по новому стилю).

Святой Сергий Радонежский. (худ. М. Нестеров, 1891-1899)

Святой Сергий Радонежский. (худ. М. Нестеров, 1891-1899)

Но прежде чем рассказать об этом удивительном событии, обратимся к предшествующей ему истории. Русь к тому времени уже почти 3 века была в состоянии феодальной раздробленности, и из них последних 2 века – под тяжестью монголо-татарского ига и под постоянными нападениями со стороны западных соседей, за спиной которых стояли Папа Римский и могущественные католические ордена. Постоянно разоряемая то своими, то чужими, утратившая большую существенную часть своих земель, ставшая «улусом» (вассалом) золотоордынских ханов, обложенная от них непомерной данью, Русь пребывала в состоянии глубокого упадка. Города стояли полуразрушенными, поля выжженными, по дорогам бродили шайки разбойников и мародеров, междоусобица князей приняла совсем уродливые формы, произвол и лихоимство, голод и смерть, и уныние царили повсюду. И только православная вера благодаря усилиям отдельных князей, среди которых особо нужно отметить святого благоверного Александра Невского, была сохранена. И вот с этой-то веры и начинается возрождение: именно тогда, в XIV веке, «боготечной и пресветлой звездой явился еси, Преподобне отче Сергие,… всех блудящих по морю страстнаго жития данною тебе от Солнца Правды Христа Иисуса, истиннаго Бога, благодатию озаряяй». И действительно, лучи святости преподобного Сергия Радонежского начинают как солнце блистать среди царящей вокруг мглы и страха, и смиренный инок, желавший только тихого уединения и молитвы, становится известным всем русским людям.

И новая свежая волна входит в жизнь Руси. Сергий Радонежский был возведен в сан игумена основанной им обители (будущей Троице-Сергиевой лавры) в 1354 г., а уже в 1360-х годах происходит событие, крайне важное для дальнейшей судьбы русского народа: святителю Алексию, митрополиту Московскому, бывшему тогда опекуном малолетнего князя Московского Дмитрия (будущего Донского) и фактически управлявшему от имени князя, удалось добиться от ордынских ханов признания права московских князей наследственно владеть титулом великого князя Владимирского, что фактически отменяло существовавшее тогда «лествичное право» наследования и создавало основы для возникновения централизованного монархического государства. Политика эта увенчалась торжеством победы на Куликовом поле в 1380 году, когда объединившиеся впервые за столько времени русские князья во главе с московским князем Дмитрием разбили монголо-татарские войска.

Поединок Пересвета с Челубеем (перед Куликовской битвой). (худ. Васнецов В. М., 1914)

Поединок Пересвета с Челубеем перед Куликовской битвой. (худ. Васнецов В. М., 1914)

Однако об окончательном объединении Руси тогда еще не могло идти и речи, и в 1382 году Москва и все ее земли подвергаются опустошительному разорению со стороны орд Тохтамыша. Русские князья вновь начинают ездить на поклон к ханам и платить дань. И здесь мы уже близко подходим к событию, празднуемому сегодня.

Тамерлан в войне с Египетским султаном, миниатюра XVI в.

Тамерлан в войне с Египетским султаном, миниатюра XVI в.

В 1370 году на территориях между Индией и Золотой ордой возникает новая могущественная исламская империя Тимуридов со столицей в Самарканде, которую возглавил один из величайших азиатских завоевателей – Тамерлан. За короткое время Тамерлан покорил себе несколько царств. Этот властитель отличался особой кровожадностью и подлостью. В завоеванных городах он не щадил ни детей, ни взрослых, жестоко убивая людей десятками тысяч. Империя его стремительно росла, и возникали серьезные трения с соседями, на которых Тамерлан также пытался распространить свое влияние. В их число входила и Золотая орда. Ситуация особенно обострилась в 1394 году, когда в ответ на провокационные действия хана Тохтамыша Тамерлан пошел походом на орду и разбил Тохтамыша в генеральном сражении на реке Терек 15 апреля 1395 года. Преследуя отступающие силы Тохтамыша Тамерлан прошел всю Золотую орду с юга на север и в июле показался в пределах русских земель. Русские с трепетом следили за развитием событий. От грузинских князей они уже были наслышаны о силе и кровожадности Тамерлана, который не раз покорял Грузию и пытался даже насадить в этой православной стране ислам. Тамерлан хорошо понимал, что большой русский улус является важным источником дохода и стабильности Золотой орды. Русские источники сообщают о намерении Тамерлана или Тимура Аксака, как его называли в наших летописях, идти на Москву: «како похваляется ити к Москвѣ, хотя взяти ея и люди Русскыя поплѣнити и мѣста свята раззорити, а вѣру христъяньскую искоренити, а хрестиянъ гонити, томити и мучити, пещи и жещи и мечи сещи». И действительно, в августе Тамерлан вторгается в пределы Руси и сжигает город Елец, находившийся на окраине Рязанского княжества, убивает Елецкого князя и жестоко расправляется с населением. Нужно отметить, что археологические раскопки, проводившиеся в Ельце в 2012-2014 годах, показали, что в XIV веке это был довольно развитый город: имелись богатые княжеские и церковные здания, город занимался торговлей, уровень быта был также высок.

 Елец, Купеческая усадьба XIV в., реконструкция на основе данных археологических раскопок на территории города (музей археологии Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина)

Елец, Купеческая усадьба XIV в., реконструкция на основе данных археологических раскопок на территории города (музей археологии Елецкого государственного университета им. Бунина)

Затем Тамерлан встал на Дону и выжидал, то ли давая отдых войнам, то ли строя планы дальнейших действий. Московский князь Василий Дмитриевич стал спешно собирать силы на реке Оке, но надежд противостоять многотысячным победоносным ордам Тамерлана практически не было. Люди находились в страхе, а для Руси в этой ситуации поход Тамерлана мог стать смертельным, и не только из-за монголо-татар: Литовское государство на западе, уже принявшее католическую унию, стремительно вбирало в себя земли ослабленной Руси (так уже в 1362 году ими был взят Киев), Польша была сильна, как никогда, Швеция быстро расширялась.

И тогда митрополит Московский Киприан – дивный святитель и ревностный служитель Церкви – объявляет всенародный пост и вместе с князями организует небывалый крестный ход из Владимира в Москву с Владимирской иконой Пресвятой Богородицы. Серб по национальности, владыка Киприан очень любил русский народ, верил в него и видел, что сейчас настал критический момент, от которого зависит все будущее этого народа, и ничто уже не может помочь, кроме чуда, кроме соборной народной молитвы к Господу и Пречистой Его Матери.  15 августа в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владимирскую икону со всею возможною торжественностью в сопровождении всего владимирского духовенства с песнопениями, крестами и хоругвями вынесли из храма и многотысячным крестным ходом понесли в Москву. Провожать икону вышли все жители города.

Сохранилось описание этого события, написанное Епифанием Премудрым в 1412-1414 годах:

«весь народ града того, малии и велицыи, юнии и старые, мужи и жены и отроковици и младенци съсущеи млеко на руках матерей своих, съ слезами  многыми, далече шествие творяще, не могуще отлучитися таковаго утешениа и заступлениа и скорые помощи и надежи».

Древний Успенский собор во Владимире (фото Виктора Новокщёнова)

Успенский собор во Владимире после реконструкции 1886—1891 годов (фото Виктора Новокщёнова)

Древний Успенский собор во Владимире. (Из книги М. Хитрова "Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский")

Древний вид Успенского собора, илл. из книги М. Хитрова «Св. благ. вел. кн. Александр Ярославович Невский», конец XVIII в.

И еще более великая была уготована встреча перед Москвой:

«Егда же приидоша близ града Москвы съ пречюдною иконою пречистыя богоматере, тогда изыде весь град въ срѣтения ея, митрополитъ Киприянъ съ кресты и иконами и с кандилы и епископи с ним и архимандрити и игумени, иерѣи и дьякони со псалмы и пѣснми и с молебными правилы, по них же князи и бояря, княгини и боярыни, мужи и жены, уноша и дѣвы и старци со унотами, отроци и младенци, сироты и вдовици, нищий и убози, иноци и инокынѣ, и всякъ възрастъ мужска полу и женьска от мала и до велика. Все множство бесчисленое народа христианьска срѣтоша ю далече за градом на поле. И яко узрѣша чюдныи образъ предреченныя иконы пречистыя богоматере, и тако вси падоша на земли съ многыми слезами молящеся и въздыхающе из глубины сердца».

Вот так весь народ в едином порыве обратился с молитвою ко Пресвятой Богородице, на Неё возложил всё своё упование, и это уже было чудо – простое и, одновременно, великое. И невозможно представить, какая радость была в этот день на небесах! И разве могли какие бы то ни было орды разрушить этот невидимый духовный союз, написанный чернилами любви бессмертный договор! Не замедлила Пресвятая Богородица ответить на такую молитву, не замедлил Господь явить Свою милость: 26 августа, в тот самый день, когда икону встречали в Москве, Тамерлан после двухнедельного стояния покинул пределы Руси. В память об этом событии на месте встречи иконы перед Москвой в 1397 году был основан Сретенский мужской монастырь.

На этом летописная история заканчивается, но добавим небольшое послесловие. Отойдя от Руси Тамерлан не сразу пошёл домой, но ещё раз прошёлся по Золотой орде, на этот раз с востока на запад, оставляя за собой голую выжженную землю, и только в 1396 году он возвратился в свою столицу Самарканд. Войска хана Тохтамыша были окончательно разгромлены, и после этого Золотая орда уже никогда не смогла восстановить былое могущество. Она уже не смогла помешать становлению Московского государства, а со временем её земли были вобраны в себя самою Русью. И в этом верующий человек тоже может видеть руку Божию в истории: в силах Господа любое самое страшное зло обратить во благо; главное только, чтобы человек сам захотел, чтоб Господь помог ему, впустил Бога в свое сердце, и тогда по неизреченной Своей любви, соединенной с любовью всех святых, Господь даёт человеку неизмеримо больше того, что он у Него просит.

У нас в храме на иконостасе по левую сторону от Царских врат находится большая Феодоровская икона Божьей Матери. По своей иконографии она очень близка к Владимирской иконе, написанной в Византии: Богородица тоже смотрит на нас, Богомладенец также её обнимает, многие другие полные глубокого символизма черты повторяют древнюю Владимирскую икону. И в наших силах также, как и наши боголюбивые предки, с простой и усердной молитвой взывать к Божьей Матери, принося Ей все те наши тревоги и печали, которые мучают нас сегодня.

Слушать:

Царице моя преблагая,

Надеждо моя, Богородице,

Приятелище сирых

и странных Предстательнице,

скорбящих Радосте,

обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду,

зриши мою скорбь;

помози ми, яко немощну,

окорми мя, яко странна!
Обиду мою веси —

разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе,

ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы,

токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя

и покрыеши во веки веков.

Аминь.

 

Феодоровская икона Божьей Матери - Храм святого страстотерпца царя Николая II

Феодоровская икона Божьей Матери (фрагмент). Храм святого страстотерпца царя Николая II.

Опубликовано 8 сентября 2015 г.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
meteoblue
Перейти к верхней панели