У истоков русской святости — страстотерпцы Борис и Глеб

Опубликовано 15 мая 2014 г.

Дорогие братья и сёстры!

Перед каждым человеком очень часто возникает необходимость выбора — как поступать в той или иной ситуации. Почти всегда этот выбор касается не только нашей жизни, но и жизни наших близких. И хорошо, когда выбор очевиден, когда чётко видно, где белое, а где чёрное, но такое бывает редко. Особенно велика ответственность правильного выбора на христианине, а на христианине-начальнике она огромна. Что же сказать о христианине-правителе? 

Св. равноап. Владимир. Икона. Новгород, 1-я треть XV века.
Св. равноап. Владимир. Икона. Новгород, 1-я треть XV века.

1000 лет назад святой равноапостольный князь Владимир, чувствуя скорую свою смерть, думал, как сделать так, чтобы построенное им с Божией помощью новое христианское государство, которое по территории и по разнообразию входящих в него народностей скорее напоминало империю, как сделать так, чтобы оно не рассыпалось после его смерти на удельные княжества и чтобы не вернулось во тьму язычества. Обычай требовал передать киевский престол старшему сыну — Святополку, но меньше всего годился он для этого, и последующие события доказали, что опасения не были напрасны. Святой Владимир решает изменить обычай и передать власть другому. Больше всего для этого подходил Борис — сын от позднего брака, человек умный, смелый, боголюбивый и к тому же царских кровей. Поставив всех сыновей в известность о своём намерении, Владимир подкрепляет дело тем, что отдает под начало Бориса своё войско и отправляет его в поход на печенегов. Святополк же задумывает интригу и после смерти Владимира начинает действовать: пользуясь тем, что никого из братьев нет в это время в Киеве, он не оглашает весть о кончине отца и утверждает свою власть в Киеве. Затем шлёт льстивое письмо Борису — своему сводному брату, находящемуся в походе — в котором лицемерно уверяет в своей братской любви и в желании справедливо разделить наследство отца.

Борис идет на печенегов. Миниатюра, XIV в.
Святой кн. Борис идет на печенегов. Миниатюра, XIV в.

Однако коварство Святополка становится известно Борису и его войску. Дальнейший план действий, кажется, очевиден, и выбирать тут нечего: справедливость и честь требует идти походом на Киев с целью изгнать и наказать вероломного брата; это необходимо также и для блага государства; это же будет выполнением последней воли отца; наконец, военачальники и воины просят Бориса о том же.

Но что делает Борис? Он говорит, что совесть и Евангелие не позволяют ему воевать с собственным братом. Иными словами он добровольно отказывается от законной власти и, более того, решает с любовью и миром идти к брату, зная, что тот замышляет убить его.

О бедный наивный Борис! О неразумный, не имеющий политического мышления князь! О безумный человек, ради веры в какие-то, хоть и красивые, но далекие от реальной жизни идеалы, добровольно идущий на собственную смерть! Видимо, так думали его разочарованные военачальники, а воины, наверное, просто посчитали безвольным трусом.

И все оставили его, кроме немногих самых близких и верных людей, готовых принять смерть вместе с ним ради всё той же любви, такой непонятной для человеческого разумения и ненужной для мирского счастья. Святополк же не замедлил воспользоваться «глупостью» Бориса и послал убийц из числа своих приближенных. Согласно житийным данным (а жития святого были написаны очень скоро, так что даже имена убийц еще не были забыты), Борис умер с молитвой на устах.

И был у Бориса родной брат Глеб — ещё совсем молодой, но не уступавший брату в благородстве. А окаянный Святополк, боясь мщения и претензий на власть со стороны Глеба и совсем обезумев от вкуса власти и безнаказанности, готовил новое убийство. Святополк вызывает его в Киев обманным письмом, но на пути Глеб узнаёт об убийстве брата и замыслах Святополка.

Что же Глеб? Уж он то имеет полное моральное право отомстить за брата, которого он, к тому же, очень любил. Но блаженный Глеб оказывается достойным своего брата. Он не замышляет мщения и даже не сопротивляется пришедшим убийцам, но только словом пытается вразумить их. И со смирением принимает смерть. Вероломные же убийцы научают повара святого Глеба — Торчина, который находился при своём хозяине, привести приговор в исполнение.

Убиение святого Глеба. Сильвестровский сборник, 2-я пол. XIV в.
Убиение святого Глеба. Сильвестровский сборник, 2-я пол. XIV в.

«И была принесена жертва Господу чистая и благоуханная, и поднялся в небесные обители к Господу, и свиделся с любимым братом, и восприняли оба Венец Небесный, к которому стремились, и возрадовались радостью великой и неизреченной, которую и получили», — пишет житие.

Но это события Небесного плана, а что же у нас, на земле? Здесь была смерть ещё одного брата (в этот раз не добровольная), а затем борьба между Святополком и Ярославом, победителем в которой стал последний, а Святополк бежал, но потом бесславно погиб где-то на чужбине.

Что касается Бориса и Глеба, то могилы их какое-то время находились в небрежении и забвении, и вскоре бы сама память о них стерлась, ведь в глазах людей они не были героями, скорее наоборот… Но «ин суд человечь, и ин суд Божий». На могилах братьев начинают происходить чудеса — исцеления и даже знамения. И тогда в сознании современников происходит перелом: им становится очевидной вся глубина и правота выбора, сделанного святыми братьями, и их почитание в лике святых сразу становится всенародным, упреждая церковную канонизацию. Когда же спустя около 30 лет после описанных событий мудрый Ярослав приказал извлечь останки братьев для положения их в только что построенной церкви, то тела обоих братьев были обретены нетленными, и здесь уже ни у кого не осталось сомнений…

Исцеление слепого у гробницы св. князей. Мощи св. князей переносят в храм. Сильвестровский сборник, 2-я пол. XIV в.
Исцеление слепого у гробницы св. князей. Мощи св. князей переносят в храм. Сильвестровский сборник, 2-я пол. XIV в.

Трудно переоценить значение подвига святых братьев: они указали путь к святости через любовь и смирение, и их пример глубоко запал в душу русских людей. И не легко им дался этот выбор, особенно Борису: ведь он чувствовал ответственность перед людьми, перед государством, перед отцом, наконец. Писатель жития святых страстотерпцев, пытаясь понять мысли святого Бориса в момент принятия решения, так пишет от его имени:

Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль? Брату, которого я почитал как отца? Но тот, чувствую я, о мирской суете печется и убийство мое замышляет. Если он кровь мою прольет и на убийство мое решится, буду мучеником перед Господом моим. Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». И в послании апостола сказано: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец». И еще: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Поэтому, что я скажу, что сделаю? Вот пойду к брату моему и скажу: «Будь мне отцом, ведь ты — брат мой старший. Что повелишь мне, господин мой?»

Часовня Бориса и Глеба - Никольское
Часовня св. страст. Бориса и Глеба. Никольское, возле Графского моста через реку Тосна (фото Николая Третьякова)

Князья Борис и Глеб стали одними из самых почитаемых на Руси святых, и кто знает, не их ли примером руководствовался святой Александр Невский, когда вопреки насущным обстоятельствам без борьбы уступал великокняжеский владимирский престол то своему дяде, то братьям. Слава Богу за то, что он даровал нам таких святых! А у нас, жителей Петербургской земли, есть особенный повод для радости, ведь именно здесь, на Неве, в 1240 году произошло чудо явления святых Бориса и Глеба перед Невской битвой, давших своё святое благословение молодому, смелому и боголюбивому князю Александру. А в 2013 году на окраине нашего города, недалеко от места, где по мнению исследователей накануне битвы останавливался со своей дружиной святой благоверный князь Александр, была построена часовня во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В заключении приведём очень живую и искреннюю молитву святым страстотерпцам из их жития, написанного спустя менее полувека после убиения братьев:

О блаженные страстотерпцы Христовы, не забывайте Отечества, где прожили свою земную жизнь, никогда не оставляйте его. Вам дана благодать, молитесь за нас, вас ведь Бог поставил перед собой заступниками и ходатаями за нас. Поэтому и прибегаем к вам, и, припадая со слезами, молимся, да не окажемся мы под пятой вражеской, и рука нечестивых да не погубит нас, голод и озлобление удалите от нас, и избавьте нас от неприятельского меча и межусобных раздоров, и от всякой беды и нападения защитите нас, на вас уповающих. И к Господу Богу молитву нашу с усердием принесите, ибо грешим мы сильно, и много в нас беззакония, и бесчинствуем с излишеством и без меры. Но, на ваши молитвы надеясь, возопием к Спасителю, говоря: «Владыко, единый без греха! Воззри со святых небес своих на нас, убогих, и хотя согрешили, но Ты прости, и, хотя беззаконие творим, помилуй, и впавших в заблуждение, как блудницу, прости нас и, как мытаря, оправдай. Да снизойдет на нас милость Твоя! Да прольется на нас человеколюбие Твое! И не допусти нас погибнуть из-за грехов наших, не дай уснуть и умереть горькою смертью, но избавь нас от царящего в мире зла и дай нам время покаяться, ибо много беззаконий наших пред Тобою, Господи! Рассуди нас по милости твоей, Господи, ибо Имя Твое нарицается в нас, помилуй нас и спаси и защити молитвами преславных страстотерпцев Твоих. И не предай нас в поругание, а излей милость Твою на овец стада твоего, ведь Ты — Бог наш, и тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Свв. Борис и Глеб. Икона. Русь (Тверь). 2-я половина XIII в. Из Савво - Вишерского монастыря под Новгородом.
Свв. Борис и Глеб. Икона. Русь (Тверь). 2-я половина XIII в. Из Савво-Вишерского монастыря под Новгородом.

Радуйтеся, святии

страстотерпцы Борисе и Глебе,

теплии о нас пред Богом молитвенницы!

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *