В минувшее воскресенье, перед причащением мы слушали слово святителя Иоанна Златоуста, в неделю Крестопоклонную. В нём он говорит, что святые «называли образ креста неописанным по его силе, освящением вод, очищением воздуха, освящением и просвещением для всякого верного христианина, знаком мужества и Христовым скипетром, попирающим в землю противников». А по окончании литургии мы совершали поклонение Кресту, и… вытирали его спиртом, после каждого целования! Для чего? Боимся заразы! Так и ученики боялись утонуть в волнующемся озере, в то время как бывший с ними в одной лодке Христос спал. Тогда они обнаружили неверие, а теперь мы обнаруживаем своё неверие. Вот и святитель говорит нам, что теперь, «Крест не делает чудес в нашей жизни…. по неверию нашему». Крестом освящается естество природы, а мы его спиртом трём – не верим. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18.7-8) Найдет Он золотые купола, крестные ходы по проспектам, торжественные богослужения, православные фестивали, социальные проекты, рождественские концерты, а веры нет. Оправдываемся, дескать, «не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4.7), вытри спиртом лжицу, крест, икону, не целуй чашу, евангелие, десницу благословляющую. Нет, нет, нет, – скажем мы святым, укоризненно глядящим на нас с икон, – мы не сомневаемся, что в Дарах Христос присутствует всецело, но «бережёного Бог бережёт», а вдруг заражусь?
Где было это житейское благоразумие, скажите мне, в Богоявление, в разгар зимы, когда ныряли в прорубь? Никто не думал, что искушает Господа Бога, а наоборот, выпятив грудь «силу православия» показывал. Между тем, «моржевание» в Святой воде чуждо духу православия, есть обычай иноземный и кощунственный, а в нашем климате ещё и действительно опасный. Одна дурь в нём. В то время, как Таинство Евхаристии установлено Самим Господом Иисусом Христом, за несколько часов до Креста, и заповедано нам «сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22.19). «Ибо, – говорит, – сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая» (Мф.26.26-28). Он Сам в этой Чаше. Но мы вкушаем Его или во оставление грехов, во здравие души и тела, и жизнь вечную, или как Иуда – не веровавший, но вкушавший, – в суд себе и в осуждение.
А ещё говорят, что мы не для себя это делаем, мы, дескать, веруем и не сомневаемся, но ради немощных в вере будем дезинфицировать лжицу и иконы, чтобы они тоже могли в Таинствах участвовать. Послушайте, друзья мои, да ведь немощные в вере и раньше брезговали с нами причащаться, а теперь и подавно по домам сидят и боятся, смотрят телевизор и боятся, звонят друг другу и боятся. Они не придут, чтобы воспользоваться плодами нашего малодушия, скорее укрепятся еще больше в своем неверии, глядя на нас.
Да что мы говорим только о Чаше? Ибо, там «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18.20). Ну, скажите, кому нужно, что бы мы не причащались, чтобы мы не молились соборно, чтобы мы не принимали благодать благословения Господня от пресвитера? Тому, не будем называть его по имени, кто не хочет, чтобы Христос был посреди нас, противнику Божию и врагу рода человеческого. Зачем же мы на это соглашаемся? Разве мы не плевали на него перед Крещением? Разве мы не отреклись от предлагаемых им ценностей века сего – сребролюбия, сластолюбия и славолюбия? Ведь мы поступаем как наши боязливые предки в хрущёвские времена, когда храмы закрывались, осквернялись и разрушались «по просьбе верующих». И если для нас жизненным кредо является счастье, составляемое из телесного здоровья, материального благополучия и психологического комфорта, то мы и дальше пойдём. Говорят, будто антихрист, придя, начнёт печати ставить на лоб и на руку. Не нужен нам никакой антихрист, мы сами себя запечатываем – печать на лбу, это образ мыслей, привязанный к упомянутому жизненному кредо – «счастье любой ценой», а печать на руке, это образ действия, как осуществление образа мыслей.
Знайте же, что не предопределена Господом дата Его пришествия, для Суда над всей тварью, Он нам вручил это предопределение. Мы можем ускорить или замедлить приближение оного Страшного Суда, за которым последует для исповедников веры Христовой, жизнь вечная, а для отрекшихся от Христа, смерть вечная. Мы непосредственно влияем на сие предопределение образом жизни своей. Если мы последуем Заповедям Христовым, понуждая себя к тщательному их исполнению, к искреннему покаянию, естественно вытекающему из понуждения себя к Заповедям, то ещё продлится время земной жизни, в которое многие войдут в Церковь Христову и приложатся к Царству Небесному. А если будем, как глупые овцы, бояться собственной тени, то уже в ближайшее время может совершиться предсказанное Апостолом Иоанном.
И обо всём происходящем ныне мы были предупреждены заранее, так говорил Господь: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10.28-33). И даже, «будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф.10.22). Возможно ли преследование за участие в богослужениях? Не только возможно, но оно обязательно будет, не в этот раз, так в следующий, но и на этот случай дано нам руководство: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10.23). Ограничат число одновременно молящихся в храме, будем служить каждый день, или каждую ночь, чтобы все верные, хотя бы раз в неделю могли причаститься. Запечатают храм, будем служить на улице. Запретят собираться на улице, будем собираться в домах и квартирах верных и служить там по графику, как это было в первые века христианства, как это происходит и сейчас в тех странах, где христианство и по сей день гонимо. Главное, бояться не надо. Не оставит Господь тех, кто не оставит Его.
Будем усерднее молиться в эти дни, хранить Великий Пост, участвовать в богослужениях и Святых Таинствах, возгревая в себе веру. Ибо вера, даже с горчичное зерно, способна горы переставлять (Мф.17.20), исцелять неизлечимые болезни, врожденную слепоту (Мк.10.52), проказу, от которой и по сей день, нет эффективного лекарства (Мф.8.2), паралич (Мф.9.2, Мр.2.5), да и любую болезнь. Вера способна повелевать природой, так говорил Господь, что верующие в Него «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр.16.17-18). Времена теперь, скажут, другие, теперь нет таких сил духовных, однако, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.8), и Заповеди Его, те же, и всё так же они способны рождать верных в Царство Божие, ему же не будет конца. Аминь.